8(495)3746-752 8(800)5000-752 Бесплатный звонок по России
Ваш город: Всеволожск

Можно ли продать долг по государственному контракту

Несмотря на прогресс в области доступности участия бизнеса в государственных поставках, сфера госзаказа демонстрирует определенные “болезни роста”. Одна из таких проблем – долги заказчиков перед поставщиками. Генеральная прокуратура опубликовала данные по совокупному долгу заказчиков перед поставщиками в 2016 году – он составил целых 32,4 млрд. рублей. Заказчики оттягивают оплату по госконтракту до последнего момента, а предприниматели, инвестировавшие собственные, а чаще всего и заёмные деньги, вынуждены долгое время находиться в ожидании, тратить силы, нервы и нести дополнительные убытки.

Поставщик зачастую решает эту проблему подачей иска в суд. Однако это не решает проблему сроков – поскольку, в среднем, подобные дела рассматриваются от 3 месяцев. Плюс к тому – от 2 до 4 месяцев на перечисление денег от Казначейства. Получается, что поставщики рискуют остаться без необходимого объёма оборотных средств даже в случае добросовестного исполнения государственного контракта.

В случае возникновения подобных ситуаций, более выгодным для поставщиков выходом может стать переуступка долга госзаказчика. Однако здесь поставщик сталкивается с ситуацией, которая является правовым казусом – когда буква закона и реальная практика расходятся.

Давайте разберемся, возможна ли переуступка прав по истребованию платы за контракт.

Согласно положениям Гражданского кодекса, право истребования платы по контракту может быть передано другому лицу по сделке либо на основании закона (п.1 ст.382 ГК РФ).

Однако статья 388 ГК РФ гласит, что в специально предусмотренных законодательством случаях, уступка требования кредитором другому лицу не допускается. И действительно, 44-ФЗ не предусматривает такой переуступки права: при исполнении контракта перемена поставщика не допускается, если только новый подрядчик является правопреемником поставщика ввиду реорганизации юридического лица - преобразования, слияния или присоединения. Следовательно, законом установлена неразрывная связь факта исполнения контракта с личностью исполнителя и установлен прямой запрет на перемену должника в обязательстве.

При этом 44-ФЗ не устанавливает норм о запрете переуступки третьему лицу права требования оплаты по госконтракту. А значит, переуступка права требования оплаты по государственному или муниципальному контракту не запрещена законом и возможна на практике.

Минфин РФ считает иначе: согласно Письму от 11 марта 2015 года № 02-02-08/12916 цессия (переуступка прав) по государственным и муниципальным контрактам не допускается. В письме говорится, что, несмотря на двусторонний характер такой сделки, правовое регулирование госконтрактов проводится не только гражданским, но и бюджетным законодательством. Переуступка прав по контракту с бюджетным законодательством просто несовместима: она вступает в противоречие с принципом прозрачности и подотчетности любого инструмента бюджетного процесса.

Данное Письмо обращает внимание, что государственные и муниципальные контракты являются требованиями, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Однако всё не так просто - действующая судебная практика прямо противоречит предписаниям этого документа, суды регулярно подтверждают правомерность такой уступки.

Примерами подобных решений могут быть Постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.03.2015 № Ф05-395/2015 по делу № А40-174847/13, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.02.2016 г. № Ф03-5516/2015 по делу № А73-12752/2014, Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2017 г. № 309-ЭС16-16532 по делу № А60-58308/2015.

Решение судов находится на той позиции, что в рассматриваемых делах не было переуступки права исполнения обязательств подрядчиком, а лишь право требования платы по денежным обязательствам, обусловленным контрактом.

Верховный суд определил, что запрет, установленный 44-ФЗ, относится к исполнению контракта – и обеспечивает должное исполнение, защищает интересы заказчика. Переуступка прав требования платы по контракту же никак не нарушает этого запрета. ( 20.04.2017 по делу № 307-ЭС16-19959)

Таким образом, и практика, и конкретные решения судов определяют, что цессия при оплате вполне допустима и законна – и регулируется положениями ГК РФ. Несмотря на позицию Минфина, можно сделать вывод, что уступка права требования об оплате по государственному или муниципальному контракту находится в правовом поле.

2025-04-26 08:53:00
Модератор дискуссии, Елена Бочкарева, начальник отдела импортозамещения в ТЭК Министерства энергетики, подчеркнула важность государственных закупок как ключевого инструмента реализации национальных целей и задач в условиях глобальных вызовов. Она отметила, что современные госзакупки являются мощным инструментом развития отрасли, при этом каждый тендер должен способствовать внедрению инновационных решений и укреплению лидерства. «Важна синергия между государственными органами, бизнесом и научным сообществом», — добавила она.Денис Кляповский, заместитель директора Департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга, рассказал о высоких потребностях в оборудовании для электроэнергетики, в том числе в рамках реализации программ КОМОд и КОМНГо. Он отметил высокий уровень импортозамещения в отрасли, однако подчеркнул, что в сетевом комплексе ситуация значительно лучше, чем в генерации. Кляповский также сообщил, что постановление 1875, вышедшее в конце 2024 года, должно существенно помочь отечественным производителям, а в дальнейшем планируется расширение доли отечественного оборудования.Артем Королев, заместитель главного инженера ПАО «Россети», поделился опытом компании в области закупок, отметив, что «Россети» разработали 480 стандартов для поставок оборудования и активно участвуют в разработке ГОСТов. Благодаря внедрению инновационных решений и аттестации оборудования, компания сократила долю импортного оборудования с 40% до менее 10% с 2014 года.О барьерах на пути сбыта энергетического оборудования рассказал Валентин Савин, директор по программно-проектному управлению ООО «ОДК Инжиниринг». Он отметил, что производство газовых турбин требует крупных инвестиций и длительного цикла производства, что делает невозможным вывод оборудования на рынок без гарантированных заказов. В этой связи Савин предложил создать рабочую группу с Минпромторгом, Минэнерго и другими участниками для разработки дорожной карты по закупкам оборудования для энергетики до 2035 года.Дмитрий Елагин, директор департамента региональных продаж и специальных проектов АО «ГК «Электрощит» — ТМ Самара», обратил внимание собравшихся на то, что постановление 1875, которое предоставляет преимущество товарам российского производства, содержит ограничения по рынкам сбыту продукции: «Сейчас мы не можем поставлять продукцию предприятия ОПК, естественным монополиям из реестра ФАС и ряду организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. А эти компании составляют для нас 80% рынка сбыта», — отметил он. Михаил Асташев, заведующий кафедрой промышленной электроники НИУ «МЭИ», предложил законодательное закрепление механизмов плановой закупки продукции вузов и МЭИ, а также создание механизмов авансирования разработок для ускорения внедрения инноваций в энергетике.Эти обсуждения продемонстрировали важность синергии всех сторон — государства, бизнеса и науки — для достижения технологического лидерства в энергетической отрасли и устойчивого развития национальной экономики.
2025-04-26 08:51:00
Участники дискуссии рассказали о том, как развитие цифровизации в области закупок помогает решать проблему «оцифровки» и контроля закупочных процессов. В новой цифровой реальности традиционные инструменты контроля закупок становятся все менее эффективными и требуют модернизации.Модератор дискуссии, Александр Великанов, директор по правовой поддержке и развитию бизнеса системы «Маркер-Интерфакс», отметил, что использование электронных платформ для цифровизации закупочных процессов является одним из главных трендов на российском рынке закупок.Елена Беликова, начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства России, поделилась планами ведомства по осуществлению предконтроля. «Мы будем предупреждать заказчика в личном кабинете о возможных нарушениях и указывать признаки нарушения», — заявила она.По словам Елены Беликовой, предостережение будет формироваться автоматически, что исключит возможность субъективной интерпретации со стороны контролера. Однако она добавила, что около 20% заказчиков потребуют более детального внимания.Дмитрий Бомбырь, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, сообщил, что работа по цифровизации контроля поставщиков и РНП продолжается. «Наши планы включают полную оцифровку всех решений и создание единой базы, что позволит унифицировать практику применения на всей территории России и отслеживать выполнение сроков размещения сведений в ЕИС», — рассказал он.Николай Барков, руководитель проектного офиса Главного контрольного управления города Москвы, представил опыт цифровизации закупок в столице. «В 2024 году, благодаря предварительному контролю, экономия бюджета города составила 2,5 млрд рублей, а 13,6 тысяч нарушений было предотвращено», — отметил он. — «Среднее количество участников на наши типовые закупки — 5, что выше среднего по стране и подтверждает доступность рынка закупок для участников».Прокопий Сметанин, Главный эксперт по цифровизации Счетной палаты ЯНАО, рассказал о перспективных направлениях цифровизации, таких как автоматическая классификация нарушений — анализ актов проверок с автоматической разметкой нарушений по классификатору, а также создание черновиков отчетов на основе актов проверки.Алексей Леонов, заместитель директора Управления по работе с органами государственной власти Группы «Интерфакс», подчеркнул, что с помощью поисковых механизмов можно выявлять подозрительные закупки. Он также сообщил, что к 2025 году будет завершена цифровизация всех стадий закупочного процесса по 44-ФЗ, включая планирование, определение поставщика, заключение и исполнение контрактов, а также отчетность. В заключении своего выступления Алексей Леонов анонсировал запуск Модуля «Контроль» — инструмента системы «МАРКЕР-Интерфакс» для обнаружения нарушений законодательства о закупках, антимонопольного и бюджетного законодательства для поставщиков, заказчиков и контрольно-надзорных органов.
Адрес:
г. Петербург,наб.Обводного канала д, 213, офис 302
Время работы:
ежедневно с 9:00 до 18:00
Телефон:
8 (812) 4253-752
Звонок по РФ:
8 (800) 5000-752
E-mail:
ruble.express@gmail.com
Адрес:
г Москва, Золоторожский Вал, д. 32 офис 218
Время работы:
ежедневно с 9:00 до 18:00
Телефон:
8 (495) 374-67-52
Звонок по РФ:
8 (800) 5000-752
E-mail:
ruble.express@gmail.com
Все права защищены 2024.
Исключительные права на дизайн, структуру и контент сайта принадлежат ООО "Рубль-Экспресс"
г. Петербург,наб.Обводного канала д, 213, офис 302 ruble.express@gmail.com
Яндекс.Метрика

Hello-Site.ru. Бесплатный конструктор сайтов.