8(495)3746-752 8(800)5000-752 Бесплатный звонок по России
Ваш город: Всеволожск

Какие способы используются в закупках для ограничения конкуренции

Везде, где сталкиваются интересы, есть борьба. Поставщики конкурируют друг с другом, и при этом выступают оппонентами заказчику, цель которого максимально снизить цену. Торги проводятся в рамках 44 и 223 ФЗ, однако существуют полузаконные (или незаконные) способы избежать их ограничений, дабы получить конкурентное преимущество, или отдать контракт своему поставщику. Перед вами краткий обзор серых схем, которые активно используют в торгах.

Схема №1: “Таран”

Одна из самых распространенных схем – “таран”, призвана “вышибить” из торгов лишних участников. Она реализуется при участии нескольких претендентов на тендер, находящихся в сговоре – один из них и становится победителем.

Схема состоит в следующем: трое участников картельного сговора подают заявки на участие. Затем, в ходе торгов двое из них сильно снижают цену до заведомо невыгодного значения. Не участвующие в схеме участники не могут предложить цену ниже, и далее не снижают цену. Тогда третий участник на последних секундах аукциона подает ценовое предложение чуть ниже последнего предложения честного участника закупки. После проверки вторых частей заявок выясняется, что первые два участника составили их с нарушениями – и они выбывают из торгов. Тогда тендер достается третьему участнику сговора.

Способов борьбы с этой схемой два. Первый – это участвовать в торгах до конца, и успеть подать свое ценовое предложение после того, как его подал последний участник схемы. Второй – подать жалобу в ФАС на этот аукцион. Ведомство обязано отреагировать на жалобу в оговоренные законом сроки.

Схема №2: Нечеткие формулировки в документации по закупке

Также к мошенническим схемам относится попытка манипулировать документацией закупки с целью отсеять “лишних” участников. Как правило, в этом случае заказчик использует в описании закупки размытые формулировки. Он строит расчет на то, что сторонние поставщики не смогут правильно разобраться в документации по закупке – и либо не станут участвовать, либо их заявка будет отсеяна, так как они не смогут исполнить всех требований.

Справиться с “хитрым” заказчиком можно двумя способами. Первый из них – подать запрос на разъяснение документации. Возможно, ответ от составителя документации прольет свет на суть его требований. Если же это не помогло, следует обратиться в ФАС. Подать жалобу в Антимонопольную службу необходимо до того, как закончится срок подачи заявок на участие.

Схема №3: Малые сроки исполнения контракта

Еще один способ отсеивания “не тех” поставщиков – указание слишком малых сроков исполнения контракта. После заключения договора заказчик может подписать дополнительное соглашение с продлением срока исполнения контракта. Единственный выход из этой ситуации для честного поставщика – подать запрос на разъяснение документации, обратив внимание заказчика на заведомо невыполнимые сроки. Вероятнее всего, он не внесет корректировок, и тогда поставщику необходимо провести экспертизу, которая бы показала, что указанные сроки слишком малы и нарушают технические регламенты, а после этого – подать жалобу в ФАС.

2025-04-26 08:53:00
Модератор дискуссии, Елена Бочкарева, начальник отдела импортозамещения в ТЭК Министерства энергетики, подчеркнула важность государственных закупок как ключевого инструмента реализации национальных целей и задач в условиях глобальных вызовов. Она отметила, что современные госзакупки являются мощным инструментом развития отрасли, при этом каждый тендер должен способствовать внедрению инновационных решений и укреплению лидерства. «Важна синергия между государственными органами, бизнесом и научным сообществом», — добавила она.Денис Кляповский, заместитель директора Департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга, рассказал о высоких потребностях в оборудовании для электроэнергетики, в том числе в рамках реализации программ КОМОд и КОМНГо. Он отметил высокий уровень импортозамещения в отрасли, однако подчеркнул, что в сетевом комплексе ситуация значительно лучше, чем в генерации. Кляповский также сообщил, что постановление 1875, вышедшее в конце 2024 года, должно существенно помочь отечественным производителям, а в дальнейшем планируется расширение доли отечественного оборудования.Артем Королев, заместитель главного инженера ПАО «Россети», поделился опытом компании в области закупок, отметив, что «Россети» разработали 480 стандартов для поставок оборудования и активно участвуют в разработке ГОСТов. Благодаря внедрению инновационных решений и аттестации оборудования, компания сократила долю импортного оборудования с 40% до менее 10% с 2014 года.О барьерах на пути сбыта энергетического оборудования рассказал Валентин Савин, директор по программно-проектному управлению ООО «ОДК Инжиниринг». Он отметил, что производство газовых турбин требует крупных инвестиций и длительного цикла производства, что делает невозможным вывод оборудования на рынок без гарантированных заказов. В этой связи Савин предложил создать рабочую группу с Минпромторгом, Минэнерго и другими участниками для разработки дорожной карты по закупкам оборудования для энергетики до 2035 года.Дмитрий Елагин, директор департамента региональных продаж и специальных проектов АО «ГК «Электрощит» — ТМ Самара», обратил внимание собравшихся на то, что постановление 1875, которое предоставляет преимущество товарам российского производства, содержит ограничения по рынкам сбыту продукции: «Сейчас мы не можем поставлять продукцию предприятия ОПК, естественным монополиям из реестра ФАС и ряду организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. А эти компании составляют для нас 80% рынка сбыта», — отметил он. Михаил Асташев, заведующий кафедрой промышленной электроники НИУ «МЭИ», предложил законодательное закрепление механизмов плановой закупки продукции вузов и МЭИ, а также создание механизмов авансирования разработок для ускорения внедрения инноваций в энергетике.Эти обсуждения продемонстрировали важность синергии всех сторон — государства, бизнеса и науки — для достижения технологического лидерства в энергетической отрасли и устойчивого развития национальной экономики.
2025-04-26 08:51:00
Участники дискуссии рассказали о том, как развитие цифровизации в области закупок помогает решать проблему «оцифровки» и контроля закупочных процессов. В новой цифровой реальности традиционные инструменты контроля закупок становятся все менее эффективными и требуют модернизации.Модератор дискуссии, Александр Великанов, директор по правовой поддержке и развитию бизнеса системы «Маркер-Интерфакс», отметил, что использование электронных платформ для цифровизации закупочных процессов является одним из главных трендов на российском рынке закупок.Елена Беликова, начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства России, поделилась планами ведомства по осуществлению предконтроля. «Мы будем предупреждать заказчика в личном кабинете о возможных нарушениях и указывать признаки нарушения», — заявила она.По словам Елены Беликовой, предостережение будет формироваться автоматически, что исключит возможность субъективной интерпретации со стороны контролера. Однако она добавила, что около 20% заказчиков потребуют более детального внимания.Дмитрий Бомбырь, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, сообщил, что работа по цифровизации контроля поставщиков и РНП продолжается. «Наши планы включают полную оцифровку всех решений и создание единой базы, что позволит унифицировать практику применения на всей территории России и отслеживать выполнение сроков размещения сведений в ЕИС», — рассказал он.Николай Барков, руководитель проектного офиса Главного контрольного управления города Москвы, представил опыт цифровизации закупок в столице. «В 2024 году, благодаря предварительному контролю, экономия бюджета города составила 2,5 млрд рублей, а 13,6 тысяч нарушений было предотвращено», — отметил он. — «Среднее количество участников на наши типовые закупки — 5, что выше среднего по стране и подтверждает доступность рынка закупок для участников».Прокопий Сметанин, Главный эксперт по цифровизации Счетной палаты ЯНАО, рассказал о перспективных направлениях цифровизации, таких как автоматическая классификация нарушений — анализ актов проверок с автоматической разметкой нарушений по классификатору, а также создание черновиков отчетов на основе актов проверки.Алексей Леонов, заместитель директора Управления по работе с органами государственной власти Группы «Интерфакс», подчеркнул, что с помощью поисковых механизмов можно выявлять подозрительные закупки. Он также сообщил, что к 2025 году будет завершена цифровизация всех стадий закупочного процесса по 44-ФЗ, включая планирование, определение поставщика, заключение и исполнение контрактов, а также отчетность. В заключении своего выступления Алексей Леонов анонсировал запуск Модуля «Контроль» — инструмента системы «МАРКЕР-Интерфакс» для обнаружения нарушений законодательства о закупках, антимонопольного и бюджетного законодательства для поставщиков, заказчиков и контрольно-надзорных органов.
Адрес:
г. Петербург,наб.Обводного канала д, 213, офис 302
Время работы:
ежедневно с 9:00 до 18:00
Телефон:
8 (812) 4253-752
Звонок по РФ:
8 (800) 5000-752
E-mail:
ruble.express@gmail.com
Адрес:
г Москва, Золоторожский Вал, д. 32 офис 218
Время работы:
ежедневно с 9:00 до 18:00
Телефон:
8 (495) 374-67-52
Звонок по РФ:
8 (800) 5000-752
E-mail:
ruble.express@gmail.com
Все права защищены 2024.
Исключительные права на дизайн, структуру и контент сайта принадлежат ООО "Рубль-Экспресс"
г. Петербург,наб.Обводного канала д, 213, офис 302 ruble.express@gmail.com
Яндекс.Метрика

Hello-Site.ru. Бесплатный конструктор сайтов.